Загадки Большого Сфинкса
Публикация рубрики Это интересно
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 4.00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...

Гигантский Большой Сфинкс в Гизе, высеченный из монолитной скалы твердого известняка, вырастающей из коренного ложа плато, с 1950-х годов обычно относится к правлению Хафре, второго фараона после Хуфу. В пользу этой атрибуции говорит целый ряд свидетельств.

Во-первых, Большой Сфинкс хорошо вписывается в общую планировку комплекса плато, который включает в себя храм Сфинкса, храм в долине, дорогу Хафре и пирамиду Хафре. Учитывая цельность архитектурно-художественного решения этой части плато в Гизе, вполне резонно предположить, что весь этот комплекс задумал и возвел один и тот же архитектор. Кроме того, можно вспомнить и огромную статую Хафре, найденную в храме в долине в I860 году. Эта статуя, как принято утверждать, еще более увеличивает вероятность того, что Хафре - это и есть тот самый фараон, который воздвиг и храм, и, очень возможно, Большого Сфинкса.

Другой аргумент - стела Сна, испещренная письменами гранитная колонна, созданная и воздвигнутая между лапами Сфинкса фараоном Тутмосом IV, правителем эпохи Нового царства, примерно в 1400 году до н.э. С этой стелой связана весьма примечательная легенда.

Дело в том, что туловище Большого Сфинкса расположено ниже уровня плато в Гизе, в особом углублении, так называемом ограждении Сфинкса, из которого в древности добывали известняк для строительства других сооружений. Постоянно дующие ветра пустыни постепенно засыпали бы ограждение песком, если бы его постоянно не расчищали. Однако именно это и случилось впоследствии, в период всеобщего общественного и политического упадка, последовавшего за распадом Древнего царства, имевшим место ок. 2150 года до н.э. А через несколько десятилетий над неоглядным морем песка возвышалась только голова Сфинкса, загадочная, как и в наши дни.

История гласит, что молодой царевич Египта, ехавший в пустыне, однажды остановился отдохнуть в тени Сфинкса, погребенного в песках. Пока он спал, Хефера, одна из ипостасей бога солнца Ра и божество, обитавшее в Большом Сфинксе, явился царевичу во сне и возвестил, что если тот освободит Сфинкса от песка, то непременно взойдет на трон египетских фараонов. Царевич поступил так, как велел ему Сфинкс, и хотя он и не был прямым наследником трона, он тем не менее действительно стал фараоном. В честь этого видения, благодаря которому он стал владыкой Египта, Тутмос IV - это был тот самый царевич, - взойдя на трон, приказал высечь стелу Сна и воздвиг ее прямо напротив Сфинкса.

На стеле Сна, откопанной в XIX веке, по свидетельству очевидцев, был высечен первый слог (иероглиф) имени Хафре. К сожалению, эта часть надписи стерта и утрачена, и для ее изучения нет других данных, кроме свидетельств очевидцев, присутствовавших при находке стелы. Но даже если имя Хафре присутствует на стеле, сам факт его наличия вовсе не доказывает, что именно он был создателем Сфинкса. Хафре мог оказаться связан со статуей спустя много веков, подобно тому как это произошло с фараоном Тутмосом IV спустя тысячу с лишним лет.

Следующая группа аргументов связана с именем Марка Ленера из Чикагского университета и другими египтологами, утверждающими, будто лицо человека на голове Сфинкса представляет собой скульптурный портрет фараона Хафре. Прибегнув к помощи компьютерной программы для реконструкции поврежденного лица Сфинкса, Ленер заявил, что лицо статуи «сразу ожило», как только ему придали черты сходства с Хафре.

Утверждения о сходстве с Хафре - самый слабый из трех перечисленных аргументов. Во-первых, при нем возникает замкнутый круг доводов. Подгоняя черты лица Сфинкса под определенное сходство, Ленер не исходил из его конкретных особенностей, а имел перед глазами готовую модель того, как должно выглядеть лицо статуи. Однако гипотезу Ленера опроверг Фрэнк Доминго, служивший тогда в отделе судебно-медицинской экспертизы департамента полиции Нью-Йорка. Он побывал в Египте в октябре 1991 года, чтобы провести обычную «судмедэкспертизу» - получить несколько изображений поврежденного лица Сфинкса, как если бы ему предстояло реконструировать лицо преступника на основе показаний шокированной жертвы. Доминго пришел к выводу, что портреты Хафре и Сфинкса принадлежат не только разным людям, но и представителям разных рас. У Хафре лицо характерно европеоидного типа, а лик Сфинкса - это лицо африканца, с тяжелой нижней челюстью, имеющей другие очертания, и более широким носом.

Написать отзыв

*

*

Также интересно:

Бог Солнца в Египте и секреты Великих пирамид

Где мы можем встретить золотое сечение в природе?

Пирамиды и языческий бог Солнца майя

Золотое сечение в древних памятниках: закономерность или случайность?

Что скрывает бог Солнца Великих пирамид?