Пометки каменотесов
Публикация рубрики Исследователи, Строительство, Это интересно
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Загрузка ... Загрузка ...

Чтобы дать этой истории всестороннее освещение, нам придется вернуться к тем славным временам, когда джентльмены — подданные Британской империи рассматривали колониальный мир как орешек, который им предстоит расколоть без особых трудов, учитывая дешевизну туземной рабочей силы и неиссякаемые запасы имперского пороха. Одним из таких джентльменов имперской эпохи был Ричард Уильям Говард Вайс (1784-1855).

В жилах Вайса, можно сказать, текла голубая кровь. Сын генерала Ричарда Вайса и внук фельдмаршала сэра Джорджа Говарда, Вайс прошел все ступени чинов офицерского корпуса и дослужился до генеральских эполет. Некоторое время он служил при Веллингтоне, и знавшие его называют Вайса, как, впрочем, и самого Веллингтона, человеком прямым и основательным. Эти качества оказались весьма полезными, когда он приступил к работам по изучению Великой пирамиды.

Вайс прибыл в Египет в 1830-е годы в качестве туриста, но очень скоро проявил серьезный интерес к разгадке тайн, связанных с назначением и сооружением пирамид. В то самое время бывший капитан по имени Джованни Батиста Кавилья (1770—1845) проводил в Гизе исследования, стремясь отыскать потайные камеры в Великой пирамиде и выдвигая различные гипотезы о таинственном предназначении этого грандиозного сооружения. По рассказам современников, Кавилья до такой степени увлекся своими изысканиями, что даже поселился на время работ в первой разгрузочной камере над камерой Фараона, очистив ее от многовековых наслоений помета летучих мышей. В то время первая разгрузочная камера была единственным известным помещением в пирамиде. И тогда, и сегодня она известна под названием камеры Дэвисона - по имени Натаниэля Дэвисона, британского дипломата, открывшего ее в 1765 году.

Будучи заинтригован идеями Кавильи о тайнах Великой пирамиды, Вайс развернул свой собственный импровизированный лагерь в гробнице по соседству с Великой пирамидой и нанял Кавилью, поручив ему руководить деятельностью сотен рабочих, расчищавших и осматривавших монумент. Время от времени англичанин и итальянец менялись ролями, и Вайс брал в свои руки полный контроль за исследованием пирамиды. Он подходил к этой работе, как генерал - к серьезной кампании. По словам одного из современников, он «усаживался перед Великой пирамидой, как полководец перед осажденной крепостью».

После широкомасштабных и потребовавших немалых затрат раскопок в самой Великой пирамиде и на прилегающей территории Вайс пригласил некоторых рабочих и велел им исследовать странную аномалию в камере Дэвисона: в одну из трещин в каменном потолке камеры свободно входил тростник длиной в 3 фута (91 см). Думая, что эта странность может указывать на наличие там, наверху, некой неизвестной камеры, Вайс приказал своим людям растесать трещину, чтобы сквозь нее мог протиснуться человек. Однако гранит оказался слишком твердым, а своды камеры - слишком низкими, не давая рабочим свободы маневра. Тогда бравый англичанин решил прибегнуть к пороху. Несколькими взрывами он пробивал перекрытия из мягкого известняка до тех пор, пока не обнаружил неизвестную камеру над камерой Дэвисона. Продолжая свой опасный путь наверх, Вайс и его коллеги обнаружили еще три уровня камер и открыли для современного мира разгрузочную камеру. Вайс впервые высказал гипотезу о том, что эти камеры были устроены для того, чтобы уменьшить чудовищное давление каменных глыб на камеру Фараона, находящуюся внизу.

Пожалуй, не менее интересным, чем эти камеры, можно считать находку группы иероглифов, включая картуши, грубо начертанные красной краской на стенах верхних камер. Вайс решил, что это были пометки каменотесов, указывавшие рабочим, куда перемещать ту или другую глыбу после того, как она была высечена и обтесана. Поскольку в одном из этих картушей было прямо указано имя Хуфу, Вайс и другие исследователи сочли это доказательством того, что Великая пирамида действительно является созданием фараона Хуфу, второго фараона IV династии Древнего царства.

Однако эта находка убедила далеко не всех. Целый ряд ученых последовал примеру главного «овода» пирамидологов, Захарии Ситчина, обвинившего Вайса в фальсификации. По их мнению, бравый англичанин сам нарисовал эти письмена, чтобы навсегда обеспечить себе видное место в анналах египтологии.

Признаться, меня никогда не убеждала научная аргументация Ситчина, или, лучше сказать, отсутствие таковой, но я был весьма рад возможности в конце ноября 2003 года и в мае 2004 года увидеть собственными глазами эти надписи. Тщательное изучение их убедило меня, что эти картуши, в том числе и картуш, в котором читается имя Хуфу, действительно древние и вовсе не являются подделкой английского исследователя XIX века, независимо от его эгоистических амбиций. Некоторые участки картушей были искажены царапинами, ничуть не похожими на многочисленные граффити XIX и XX веков, найденные на стенах разгрузочной камеры. Кроме того, очевидно, что некоторые из каменных блоков были помечены перед тем, как они были установлены на свои места, - факт, исключающий возможность современной подделки. Большинство надписей перевернуто, что также было бы странным для заведомой фальшивки. Одна из надписей уходит вверх, над обрезом каменных блоков-перекрытий потолка, а другая спускается вниз, под обрез блоков пола (которые в то же время являются потолочными перекрытиями камеры внизу). Кроме того, пометки выполнены грубо и нанесены краской наспех, по всей вероятности -прямо в каменоломне, где обтесывались каменные блоки.

И все же, если допустить, что пометки, обнаруженные Вайсом, подлинные, главный вопрос заключается в следующем: о чем они говорят нам? Всего лишь о том, что Великая пирамида, начиная от разгрузочной камеры и выше, была творением человека, имевшего некое отношение к Хуфу.

Таким образом, это не обязательно должен был быть второй фараон IV династии Древнего царства. Например, несколько картушей дают чтение не «Хуфу», а «Хнум-Хуф». Между тем Хнум - это ранний египетский бог-творец, божество, впоследствии отождествленное с Амоном (имя которого, кстати, звучало как Амун); Хуф же - это вариант чтения имени Хуфу. Но почему Хуфу ассоциировался с Амоном? Является ли это ссылкой на данного конкретного царя или же имеет какое-то отношение к первоначальной религиозной тайне, лежащей в основе возведения самой пирамиды?

На самом деле иероглифический картуш для имени Хуфу обладал мощной притягательной силой; он присутствует в надписях во многих гробницах и монументах по всему Египту, причем многие из них уверенно датируются периодом гораздо позже IV династии, а некоторые - эпохой всего за несколько веков до Рождества Христова. Таким образом, картуш Хуфу использовался в качестве священного символа точно так же, как впоследствии христианами всюду, где бы они ни появлялись, использовался крест. Поэтому надписи и картуши Хуфу в разгрузочных камерах не обязательно свидетельствуют о том, что Большую пирамиду воздвиг именно Хуфу. Они могут указывать, что Хуфу сам получил имя в честь творца Великой пирамиды, существовавшей задолго до него.

Аргументы в пользу подобной обратной последовательности событий можно найти на Посвятительной стеле, обнаруженной в Гизе и датируемой VII или VI вв. до н.э. Судя по надписи на стеле, Хуфу только нашел и перестроил уже существовавший храм, посвященный Исиде, величайшей богине Египта: «Он [Хуфу] отыскал Дом Исиды, владычицы Пирамиды, сбоку от пещеры Сфинкса, что к северо-востоку от Дома Осириса (великого бога Древнего Египта, супруга Исиды)». Билеты на самолет можно купить тут. Эта надпись свидетельствует, что Великая пирамида уже высилась на том самом месте, где Хуфу воздвиг одну пирамиду для себя, а другую - для царевны Хенутсен, своей супруги. Но какая именно пирамида упоминается в надписи на стеле - Великая или одна из малых пирамид, расположенных вокруг нее? Напомним, одна из этих пирамид предназначалась для царевны Хенутсен. Если надпись говорит правду, то Великая пирамида, как и Большой Сфинкс, возможно, куда древнее времен Хуфу.

Многие египтологи игнорируют Посвятительную стелу, считая ее подделкой времен Позднего царства, и отказываются принимать всерьез изложенную на ней хронологию. Они не желают признавать несколько строк исторического документа, свидетельствующего, что с пирамидами в Гизе не все так просто, как они привыкли считать.

Написать отзыв

*

*

Также интересно:

Бог Солнца в Египте и секреты Великих пирамид

Где мы можем встретить золотое сечение в природе?

Пирамиды и языческий бог Солнца майя

Золотое сечение в древних памятниках: закономерность или случайность?

Что скрывает бог Солнца Великих пирамид?